Kаким был законодательный январь

11.02.2022

Новости маркировки 

Постановлением Правительства пиво и пивные напитки, безалкогольное пиво, сидр и пуаре, а также прочие напитки сброженные крепостью до 7% официально включены в перечень маркируемых товаров. В дополнение к ранее разработанным правилам маркировки обычного пива подготовлены также правила маркировки безалкогольного пива. Предполагается, что подавать в «Честный знак» сведения о его обороте в потребительской таре нужно будет с 1 июня 2023 года.

Минпромторг также подготовил проекты постановлений об экспериментальной маркировке крепких напитков и рыбы. Маркировать планируют вина, вермуты, ликёры и напитки брожения крепче 7%. Эксперимент может стартовать 1 июня 2022 года. А уже с 1 апреля может начаться эксперимент по маркировке рыбной продукции. Кроме того, в планах у министерства эксперимент по маркировке крепкого алкоголя и сладких газированных напитков. Минпромторг, РАР и ЦРПТ нашли способ сопряжения «Честного знака» и ЕГАИС: обещают, что дублирование подачи пивоварами одних и тех же сведений в две системы будет исключено. При этом в рамках системы маркировки нужно будет работать через оператора электронного документооборота, с которым участники должны будут заключить договор. Участники «Честного знака» — производители и импортёры — смогут отслеживать дальнейшее движение своей продукции через систему и получать сведения о продажах, ценах и т. д.

МРЦ на пиво 

Тему минимальной цены на пиво обсудили на площадке Совета Федерации. За МРЦ высказались «ОПОРА России» и Союз российских пивоваров, а вот Ассоциация производителей пива выступила против. Представитель РАР подчеркнул, что пока говорить о введении МРЦ преждевременно, так как механизм нужно согласовать в рамках ЕАЭС, однако служба считает, что право вводить МРЦ у стран ЕАЭС должно быть. Представитель ЕЭК напомнила, что ввести МРЦ не позволяет договор о ЕАЭС, и ввести её в одностороннем порядке Россия не может. Против МРЦ высказалась ФАС, Минпромторг назвал её введение преждевременным, а Минэкономразвития попросило прислать им больше обоснований целесообразности введения этой меры. Минздрав считает, что МРЦ лучше ввести не на всё пиво, а на некоторые его виды — например, очень крепкие или калорийные.

Новые законы и проекты 

Принят Госдумой и подписан президентом закон об ужесточении наказания за производство алкоголя без маркировки или с нарушением её установленного порядка. Штраф за производство алкоголя без маркировки вырастет до 30-50 тыс. рублей для должностных лиц или до 200-300 тыс. для юридических, а за оборот — до 10-20 тыс. для граждан, до 30-50 тыс. для должностных лиц и 300-500 тыс. для юридических лиц.

В Госдуму внесли законопроект об ускорении уничтожения изъятого из незаконного оборота алкоголя. Сейчас уничтожить его можно только по решению суда. Внесённый же сенаторами законопроект предусматривает утилизацию по решению РАР при истечении срока годности или при хранении более трёх лет. Авторы законопроекта подчёркивают, что бюджет расходует большие средства на досудебное хранение имущества, а решения о возврате его собственникам принимаются лишь в 0,1% случаев.

Минфин разработал обновлённый проект постановления Правительства, устанавливающего категории риска при контроле в сфере производства и оборота алкоголя. Согласно проекту, в число критериев вошли возможная частота возникновения вреда, возможный размер причинённого вреда и его тяжесть, а также добросовестность контролируемых лиц. Отнесение объектов к той или иной категории осуществляется путём подсчёта баллов. Чтобы попасть в категорию значительного риска, нужно набрать 15 и более баллов.

РАР разработало проект формы проверочного листа, согласно которому будут проводиться проверки, среди контрольных вопросов, на которые должны будут выяснить ответы проверяющие — наличие лицензии, соответствие ей места осуществления деятельности, наличие уставного капитала, складских и производственных помещений, сертификатов на оборудование и др.

Издан приказ Минфина от 24.01.2022 № 11н, в соответствии с которым изменятся минимальные цены: МРЦ на водку и другие ликероводочные напитки составит 261 рубль вместо 243. На бренди цену повысили до 348 рублей, на коньяк — до 480.

Письма министерств 

В письме от 12.01.2022 № 27-05-11/778 Минфин дал разъяснения о продаже алкоголя при оказании услуг общественного питания в буфете. Согласно ГОСТу, буфетам не обязательно иметь зал обслуживания, однако продавать алкоголь при оказании услуг общественного питания можно только при наличии зала обслуживания. Следовательно, организации на основании лицензии на розничную продажу алкоголя при оказании услуг общепита могут работать в буфетах при наличии зала обслуживания посетителей.

В письме от 14.01.2022 № 27-05-11/1563 Минфин ответил на вопрос о том, как органы местного самоуправления должны информировать предпринимателей об определении границ прилегающих территорий, где не допускается продажа алкоголя. Минфин отметил, что порядок информирования устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, но требований к конкретному способу доведения информации закон не содержит. Однако законом установлена отдельная обязанность по информированию организаций и ИП об официально опубликованных актах, определяющих границы прилегающих территорий, следовательно само по себе официальное опубликование актов не может считаться исполнением обязанности по информированию о них.

В письме от 18.01.2022 № 27-05-16/2225 Минфин разъяснил, что закон не предусматривает продление срока реализации «фруктовых вин» и «винных напитков», произведённых не из винограда, до окончания срока их годности — даже если эта продукция зафиксирована в ЕГАИС. Положение закона, согласно которому слова «вино» и производные от него нельзя использовать на этикетке таких напитков, вступило в силу с 1 января 2022 года.

В письме от 29 декабря 2021 г. N 27-05-16/107624 по вопросу продажи «фруктового вина» Минфин также подчеркнул, что фальсифицированная и недоброкачественная продукция виноградарства и виноделия подлежит изъятию и последующему уничтожению. Однако Минсельхоз негласно пообещал участникам рынка продлить мораторий на действие нового закона до 1 марта при условии нанесения на продукцию не из винограда специальных наклеек, сообщающих, что эта продукция не является вином. При этом остатки продукции, согласно разработанному Минфином проекту, можно будет не выкладывать отдельно от вина, а продавать как раньше.

В письме от 29.12.2021 № 27-05-11/107475 Минфин напомнил, что запрет на продажу алкоголя распространяется не на все здания, находящиеся во владении, распоряжении или пользовании юрлиц и ИП, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, а только на те здания, строения, сооружения и помещения, которые непосредственно используются для медицинской деятельности.

В письме от 29.12.2021 № 27-05-16/107483 Минфин разъяснил, что лицензирующий орган не должен при переоформлении лицензии в связи с изменением места нахождения подразделений проверять наличие у лицензиата задолженности по налогам, сборам, штрафам и т.д., которая не превышает 3 000 рублей.

В письме от 29.12.2021 № 03-13-05/107432 Минфин указывает, что документами, подтверждающими факт приобретения винограда в собственность для его использования при производстве вина, виноматериалов и крепких напитков, являются договор купли-продажи с собственником винограда, выращенного на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании виноградниках, а также приходная накладная. Эти положения применяются с 1 января 2022 года.

Другие новости

ФАС в отчёте о состоянии конкуренции на рынке алкоголя предложила ввести разные правила для регулирования производства и оборота разных видов алкоголя и при этом выработать единый подход к регулированию региональных рынков алкоголя и провести гармонизацию требований всех законодательных актов, в том числе требований ЕАЭС.

Отклонён Госдумой законопроект «О чистоте пива», согласно которому пиво предлагали делить на «живое» и «мёртвое». Непастеризованное пиво предлагали называть «живым», пастеризованное — «мёртвым». Всё, что не соответствует определению пива, предлагали называть «пивной суррогат». Профильный комитет в своём отзыве отметил, что такая терминология не соответствует техрегламенту ЕАЭС, а дополнительных ограничений для оборота продукции сверх него вводить нельзя.

Госдума предложила Генпрокуратуре РФ разработать механизм жесткого контроля за оборотом метилового спирта в стране. Депутаты считают, что усилить контроль за оборотом метанола необходимо из соображений безопасности в свете участившихся отравлений им.

РАР рассказало, что теперь в качестве эксперимента принимает заявления на лицензии через «Госуслуги» — правда, только на производство и оборот алкоголя, а не на розничную продажу. Кроме того, при желании соискатели могут обратиться в РАР с бумажным заявлением.

Источник