Водочные акцизы предлагают оставлять в регионах

13.05.2020

Стопроцентное зачисление в бюджеты субъектов Федерации акцизов на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше девяти процентов и законодательное закрепление регионального норматива по табачным акцизам существенно помогло бы решить проблему компенсации регионам выпадающих доходов из-за отменённого в 2019 году налога на движимое имущество предприятий. Соответствующие предложения председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил в письме премьер-министру Михаилу Мишустину 7 мая.

Налог отменили, а компенсировали не всё

Налог на движимое имущество в России был отменён 1 января 2019 года с единственной целью — поспособствовать ускоренному обновлению основных фондов предприятий и создать стимулы для развития промышленности. Но так как налог на имущество является региональным, то его сокращение привело к выпадению доходов из бюджетов субъектов. Ранее сенаторы оценивали потери примерно в 300 миллиардов рублей.

Одновременно с этим предполагалась дотация всем регионам для частичной компенсации выпадающих доходов, но получить её в полном объёме удалось далеко не всем.
Комитет по экономической политике провёл мониторинг последствий отмены налога на движимое имущество в 58 субъектах Федерации. Итоги оказались, что называется, неутешительными: в полном объёме компенсированы выпадающие доходы только в восьми регионах: Белгородская, Ивановская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Челябинская области, Республика Татарстан, Республика Калмыкия. При этом регионы отмечают отсутствие гарантий полной компенсации в будущем.

«Данные о полученных дотациях предоставили только 22 региона, остальные не указывают на её получение. Одновременно с этим 14 регионов обозначают суммы компенсации менее 50 процентов сумм выпадающих доходов, — подчеркнул Андрей Кутепов. — В то же время в большинстве регионов достижение заявленных целей в части отмены налога на движимое имущество и связи такой отмены с ростом инвестиций не прослеживается».

Глава комитета также обратил внимание, что регионы недополучают доходы и из-за того, что до сих пор в законодательстве размыты признаки разграничения движимого и недвижимого имущества, «из-за чего продолжаются споры, в том числе судебные». Исправить ситуацию могли бы законопроекты, разработанные Минэкономразвития, но с 2018 года документы проходят согласование в Правительстве, и их дальнейшая судьба пока остаётся туманной.

Сенаторы предлагают решение
Помочь сбалансировать региональные бюджеты в условиях ухудшающихся макроэкономических показателей, в том числе связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, Андрей Кутепов предлагает кабмину за счёт механизмов, «позволяющих регионам либо получить недополученный доход, либо — полную компенсацию выпадающего дохода».

Существенной мерой поддержки регионов стало бы стопроцентное зачисление в бюджеты субъектов акцизов на алкогольную продукцию с долей этилового спирта свыше девяти процентов и законодательное закрепление региональной доли по табачным акцизам (в настоящее время они в полном объёме зачисляются в федеральный бюджет).

В качестве решения проблемы сенатор приводит региональное предложение о целесообразности введения налогообложения движимого имущества, предусмотрев постепенный переход к полной ставке налогообложения, например, в 2021 году — 0,5 процента, в 2022 году — 0,7 процента, в 2023 году — 0,9 процента, в 2024 году — 1,1 процента.

При этом движимое имущество, поставленное на учёт с 1 января прошлого года, предлагается освободить от налогообложения в 2021- 2022 годах.
Кроме того, сенатор считает правильным ввести льготы по налогу на имущество для приоритетных отраслей с учётом принципа нуждаемости и обеспечения бюджетной эффективности, а также конкретизировать понятия «движимое» и «недвижимое» имущество в гражданском законодательстве.

Указанные новации, по словам Андрея Кутепова, позволят улучшить финансовые результаты предприятий, в том числе прибыли, и как результат увеличить возможности применения стимулирующего механизма инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.